Читать дальше
«Все люди – разные» - одна из прописных истин, которыми мы с умным видом пользуемся как универсальными аргументами в спорах; что самое интересное, данная фраза гораздо правдивее, чем может показаться, и вот почему.
Человеческий мозг похож на компьютер в гораздо большей степени, нежели просто как поэтическое сравнение. Мозг, по сути, представляет собой гигантскую самообучающуюся нейронную сеть с произвольной и изменяемой «на лету» картой соединения нейронов. Если не вдаваться в математические подробности

В нашем случае входные нейроны будут подключены к органам чувств – глазам, ушам, носу, рецепторам температуры и давления в коже, вестибулярному аппарату; промежуточные нейроны будут составлять большую часть вещества головного мозга, а выходные будут располагаться в двигательной коре и управлять мышцами рук, ног и т.п.
В вышеописанной схеме главным компонентом являются именно внутренние слои, поскольку именно от того, как соединяются друг с другом промежуточные нейроны, зависит, на какой из выходов попадет входной сигнал. Разные карты соединения нейронов приведут к разному пути прохождения сигнала, а значит, к разным результатам. В нашем случае разные способы соединения нейронов в мозгах нескольких людей приведут к тому, что на один и тот же стимул они будут реагировать по-разному.
То, что необходимо здесь понять – так это то, что способ соединения нейронов в мозгу человека являются вещью врожденной, а не приобретенной. Карта соединений нейронов определяется случайными факторами, влияющими на ребенка еще тогда, когда он находится в утробе матери – иными словами, это то, что ты получаешь независимо от своей воли. Разумеется, нейронные сети могут обучаться, совершенствуя схему связей между своими нейронами – что и происходит в ходе социализации человека, когда те или иные способы поведения, а значит, те или иные пути прохождения сигнала в его мозге закрепляются путем повторения или стимуляции. Это означат, что посредством упражнения человек может «натаскать» себя на определенные способы поведения – выдрессировать в себе стойкость, стрессоустойчивость и т.п., - однако как ни тренируйся, ты все же не сможешь полностью изменить свой тип личности.
Однако здесь есть такой неочевидный подвох: обучение нейронных сетей подразумевает не изменение карты соединений между нейронами, а создание «программных» обходных путей между ними. Пожалуй, проще будет объяснить так: если нейронная сеть построена из, допустим, электронных компонентов (допустим, транзисторов), связанных между собой намертво спаянными проводами, то никакая тренировка не заставит провода отпаяться от своих контактов, переползти к другим транзисторам и припаяться уже к ним. Однако можно запрограммировать сеть так, чтобы некоторые транзисторы перенаправляли сигнал конкретным своим соседям, что создало бы «виртуальный» путь прохождения сигнала, не «запаянный» намертво в проводах, но установленный программно.
Так же и с личностью человека; тренировкой можно сформировать «виртуальные» пути в своем мозгу, но нельзя вырастить второй мозжечок или третье полушарие. Базовая карта соединения нейронов не изменится, а значит, в той или иной мере у человека останется и поведение, характерное его нейронной сети. Иными словами, закомплексованный параноик может натренировать себя выходить в свет, говорить с людьми и даже участвовать в рискованных бизнес-сделках, но он так и останется недоверчивым, неразговорчивым перестраховщиком.
Возвращаясь к первоначальной мысли: человеческая личность формируется конкретной структурой его вполне материальных органов, а именно – головного мозга, причем структура эта определяется биологическими факторами, на которые человек не имеет возможности повлиять. Говоря проще, все люди разные по не завсиящим от них биологическим причинам, причем разные от рождения и до самой смерти. Тип личности человека – неоспариваемый приговор, который дается ему совершенно случайно и который он должен терпеть на протяжении всей своей жизни.
Еще одна популярная фраза, которой бросаются любители дискуссий от гуманистического лагеря – «все люди равны». Я, в принципе, полностью согласен с данным утверждением – однако с одной оговоркой: все люди равны до тех пор, пока они не становятся членами общества.
Общество как институт (не как естесственное объединение людей по географическому признаку) появилось, по одной из версий, благодаря общественному договору, согласно которому отдельные люди, неспособные самостоятельно обеспечивать ряд своих потребностей, отдали часть своих прав и свобод коллективу, представленному некоей управляющей кастой, в обмен на его силу, способную вышеупомянутые потребности обеспечить. Одной из таких потребностей – чуть ли не главной из всех, - является потребность в безопасности, или, если перефразировать, потребность в выживании. В качестве платы за право властвовать над своими отдельными членами общество взяло на себя ответственность по реализации этой потребности; поэтому общество, как и любой организм, - точнее, как надорганизм, колония, состоящая из большого количества меньших организмов, - заинтересовано в выживании.
А какой механизм может быть эффективнее для выживания, нежели эволюционный? Общество, как эдакий человеческий аналог биосферы, запустило механизм естесственного отбора среди своих членов, нацеленный на выведение индивидов, обладающих теми личностными чертами, которые способствуют выживанию общества. В первобытном и древнем мире, когда выживание подразумевало умение быстро и решительно вырезать, соответственно, диких животных и соседей по карте прежде, чем они сделают это с тобой, общество поощряло появление сильных и выносливых индивидов, способных обращаться с оружием. В позднем средневековье и эпохе Возрождения, когда выживание перешло в политический план и требовало большей хитрости (или подлости) на переговорах, общество перешло к культивации индивидов с подвешенным языком и быстро работающими мозгами… Надеюсь, примеры понятные.
Любой вид отбора использует определенные методы для выведения особей, обладающих необходимыми для выживания признаками. У естесственного отбора метод всего один – смерть; особи, непригодные для выживания, умирают, не успев передать свои признаки следующему поколению, в то время как пригодные для выживания организмы продолжают жить и размножаться, вследствие чего их потоки, несущие те же «успешные» признаки, вытесняют своих менее успешных собратьев. Общественный отбор пользовался этим методам на ранних этапах своего развития – в том же древнем мире, например, - но с развитием общества перешел к более изящным методам. Совокупное название современных методов общественного отбора – социализация, или научение индивидов образцам мышления и поведения, свойственных его общественной среде.
Конкретные приемы социализации весьма разнообразны – образование, отношения в семье и т.п., - но так или иначе все они используют древнюю, как высшие животные, идею «кнута и пряника»: нужное поведение поощряется, ненужное – осуждается. В семье родители дарят ребенку сладости и игрушки, когда он радует папу с мамой послушным чтением стихов на табуреточке, но ругают или лупят, когда он игры ради поливает телевизор из игрушечной леечки. В образовании хорошие отметки повышают самооценку школьника в его собственных глазах и в глазах его сверстников, в то время как плохие больно бьют по самомнению. В той же «любви», будь она неладна, избранник/ца заставляет человека действовать так, как ему/ей нужно, путем оказания влюбленному/ой внимания или игнорирования, что либо опять-таки бьет по самооценке, либо заставляет повиноваться из-за депривации удовольствия, общения или полового контакта. В общем говоря, в то время как естесственный отбор убивает весь организм с его непригодными признаками, общественный отбор убивает его самооценку, его «я», что на такое биосоциальное существо, как человек, действует не менее сильно, чем физическое устранение.
Возвращаясь к первоначальной мысли: все люди равны, покуда лежат в роддоме и не могут реагировать на окуражющих их мир, кроме как обгаживая пеленки на радость счастливых родителей. Но стоит им вступить в межличностные отношения – хотя бы со своими родителями, – они моментально становятся участниками общественного отбора. Сначала родители, потом учителя, потом преподаватели, потом начальство оценивают личностные качества человека как «хорошие» - те, которые приносят общественную пользу или хотя бы тем или иным образом радуют стоящих выше в социальной иерархии, - и «плохие, т.е. те, которые вредят обществу или хотя бы не приносят пользы самому человеку и его окружающим. Причем понятие «общественной пользы» варьируется в зависимости от конкретного общественного строя; в советские времена образцовыми людьми считались всевозможные «стахановцы», безропотоно и без лишних вопросов молотящие в закрома родины, в наши же дни большей популярностью пользуются ушлые, хитрые индивидуалисты. Эгоистичный запад смотрит на роботизированных китайцев, как на оболваненный расходный материал для Системы, в то время как восточные общественники смотрят на американцев, как на бездушных богохульников, и т.п. В общем говоря, общество является универсальным мерилом «плохого» и «хорошего»; именно оно определяет, кто из людей ценен, а кто нет.
Объединяя два предыдущих пункта: все люди разные, обладая различными личностными чертами от рождения, и неспособны изменить свой тип личности; в то же время, общество выносит оценки, которые из вышеприведенных черт ценны, а которые нет. Отсюда можно сделать весьма мрачный вывод: получается, что некоторые люди ценны от рождения, в то время как другие от рождения обречены быть расходным материалом. Если в текущей общественной системе ценными считаются дерзкие, настойчивые люди, то человек, родившийся с мозгом, которому свойственны скромность и неуверенность в себе, в данном обществе будет вынужден подвергаться осуждению и высмеиванию и, скорее всего, не сможет занять свое место в жизни. Такое суждение недалеко ушло от фатализма с его обреченностью на славу или бесславие; люди рождаются с определенными личностными чертами, а значит, с предрасположенностью к социальному успеху или неудачам.
Некоторую надежду, впрочем, внушает способность нейронной сети к обучению; как уже говорилось выше, хотя человек неспособен изменить свой базовый тип личности, он все же способен выдрессировать себя на несвойственные его мозгу образцы поведения. Иными словами, поговорка «терпение и труд все перетрут» в некотором роде правдива – достаточное количество тренировок могут дать биологически избегающему типу некоторое количество профессиональной наглости, необходимое для принятия на работу и более-менее успешного карьерного роста. Однако эта надежда омрачается фактом, свойственным, по крайней мере, нынешнему человеческому обществу: типы личности, сегодня признаваемые «непригодными», как правило, не обладают силой воли и психической энергией, необходимой для вышеозначенных тренировок. Шизоиды, закрывшиеся в своих вымышленных мирах, слишком погружены в свои фантазии, чтобы тратить время на накачку мышцы, и слишком боятся «раствориться» в других людях, чтобы отшлифовывать свои дипломатические навыки. Страдающие избегающим расстройством личности, вроде автора сего поста, слишком боятся отвержения, чтобы вообще вылезать за пределы своих уютненьких убежищ. Люди с обсессивно-компульсивным расстройством личности могут бесконечно собираться заняться собой и никогда не начать, пытаясь построить идеальный график тренировок. И сколь бы гениальны, красивы или выносливы они ни были, сколь приятными и милыми людьми они бы ни являлись, их замкнутость, или стеснительность, или нерешительность будут осуждены обществом, что лишь сильнее заставит их уйти в себя, ну или, по крайней мере, не будет способствовать тренировкам, необходимым для научения их мозга столь необходимым им социальным навыкам. Как почти психолог, автор со всей ответственностью заявляет, что психически больной или страдающий расстройством личности человек органически неспособен вылечить себя сам. Лечить что бы то ни было можно лишь с использованием собственных мозгов, а если они и являются объектом лечения, то попытка выправить их будет обречена на провал – в конце концов, как автор уже неоднократно говорил, невозможно починить развалившийся разводной ключ с помощью этого самого ключа. До тех пор, пока некий внешний стимул не заставить их заняться собой, такие люди будут по-прежнему обречены на неудачи. Сплошной фатализм.
Какова мораль всего вышеприведенного? Если быть рациональным, то она заключается в том, что психология – весьма важная вещь, если общество в лице уважаемого правительства сочтет нелишним развивать шизоидов, избегающих и прочих социально тупых людей в ценные и приносящие пользу ячейки общества. Социально непригодные люди не смогут исправиться самостоятельно, а значит, нужна система, помогающая им стать полноценными членами общества, которой не существует, по крайней мере, в этой стране. Если же уважаемое правительство предпочтет экстенсивный путь развития интенсивному, т.е. будет добиваться выживания общества количеством, а не качеством, тогда судьба подобных автору товарищей с убитыми мозгами незавидна: они обречены на деградацию и бесславную смерть, если только какая-нибудь случайность не поддаст им исправительного пинка. Фатализм! Как страшно жить.
@настроение: в предвкушении весеннего обострения
@темы: лоботомия в домашних условиях, новости с фронта, разведение мозговых тараканов, изображая специалиста, нету счастья в этом мире
Чёрт! поскольку мозг бастует, то единственное на что его хватило — воспринять по 5-6 предложений из каждого абзаца.
общая картина mf! восприниматься не желаетВ любом случае, я знаю кому это показать! Витания просто пищит от восторга от вашей зауми.)
Занятно, что у большинства фатальность просыпается к весне поближе… мне же от неё приходится с трудом в начале февраля отмахиваться.
На слове «транзистор» ярко всплыла картинка из детства: как двоюродный дед (брат моего родного деда) приходил чинить/настраивать ч/б телек. С этим прекрасным телеком, связаны такие прекрасные воспоминания... которые я, увы, а может к счастью, не помню. Зато их помнит мадрэ с большими содроганиями.
Иными словами — безвыходная ситуация
?> «Вот это вызвало волну недоуменного негодования, поскольку... выражусь примитивно - в большинстве своём плодятся плебеи.»
Вы немного перепутали. Процитированная Вами фраза относилась к естесственному отбору, не общественному. Естесственный отбор оперирует единственным критерием - живучестью - и единственным инструментом, которым является смерть. Если бы наше общество жило по законам естесственного отбора, то упомянутые Вами "плебеи", несомненно, вымерли бы из-за своей ну хотя бы интеллектуальной нежизнеспособности. Общественный же отбор имеет иные критерии и методы; для общества эдакий "плебей" или еще какое-нибудь послушное быдло - вполне себе конкурентоспособная особь до тех пор, пока она может производить продукт и хоть как-то передавать знания последующим поколениям. Стратегий общественного развития множество; интенсивная подразумевает выживание общества благодаря населению, качество которого выше количества (небольшие интеллектуальные элиты), экстенсивная - благодаря населению, количество которого выше качества (толпа тупого планктона). Что так, что так общество выживает, поэтому то, что "плодятся плебеи", с точки зрения общественного (но не естесственного!) отбора вполне нормально.
> «психически больной или страдающий расстройством личности человек органически неспособен вылечить себя сам»
> «Замкнутый круг <...> Иными словами — безвыходная ситуация?»
Он самый, замкнутый круг, однако способ размыкания есть и я его упоминал. Если общество сочтет нужным идти по итенсивному пути развития и создаст нормальный (а не как в этой стране) институт психологической помощи и развития, то вышеозначеные психи получат шанс стать нормальными, эффективными и общественно полезными людьми. Однако такой путь развития требует больших затрат сейчас для большой отдачи потом; экстенсивный путь развития, когда можно штамповать низкопробные кадры по рублю за сотню, куда проще и потому привлекательнее. Видите ли, можно потратить 20 лет на создание научной элиты, которая, может быть, за 3 месяца построит светлое будущее; а можно за 3 месяца наделать кучу идиотов, которые за 20 лет методом тыка может быть построят такое же светлое будущее. По какому пути идти - дело вкуса правящей элиты, и альтернативная стоимость их решения - страдания той или иной группы населения, оставшейся "за бортом".
> «у большинства фатальность просыпается к весне поближе…»
Прошу прощения за то, что не смогу привести пруфлинк, но из забытых мною источников я слышал, будто бы у психиатров есть такой термин, как "весеннее обострение". Якобы в "переходные" сезоны - осень и весну - большинство болячек, в том числе и психических, обостряется, и у них в психушках внезапно прибавляется работы, ибо психи начинают лезть на стены в два раза активнее. Уж не знаю, официальный ли это термин, но влияние переходных периодов я на себе чувствую. Именно ранними осенью и весной я легче всего заболеваю, и мою психику сильнее всего гнет...
> «мне же от неё приходится с трудом в начале февраля отмахиваться»
На протяжении двух с половиной месяцев зимы нам приходится жить при недостатке солнечного света. Теперь вот еще прибавились дикие температурные перепады, поскольку климат вытворяет такое, что метеорологи раскуривают вдохновительные кальяны учебниками по своей метеорологической теории. Потом, постоянное неудобство от вечной грязи и необходимости натягивать на себя одежки в несколько слоев, чтобы хотя бы ненадолго высунуться из квартиры. Наконец, легкий послезимний авитаминоз... Последний месяц зимы, плавно переходящий в первый месяц весны - самый тяжелый, по крайней мере, для этой страны с ее преимущественно зимним климатом.
> «двоюродный дед <...> приходил чинить/настраивать ч/б телек»
Ах, теплая ламповая ностальгия... Да, стоящий кишками наружу телевизор - одно из немногих приятных воспоминаний детства. Из тех, когда стоишь перед чем-то непонятным, полным таких симпатичных фигулек, с раскрытым ртом и восторженно вникаешь в сложность бытия ^_^
> «В любом случае, я знаю кому это показать! Витания просто пищит от восторга от вашей зауми.)»
Вот как? У меня есть неизвестный мне читатель, которому нравится моя занудная муть?
Ну, пардон. Ошибся. А с кем не бывает…
> “Если общество сочтет нужным идти по итенсивному пути развития и создаст нормальный (а не как в этой стране) институт психологической помощи и развития, то вышеозначеные психи получат шанс стать нормальными, эффективными и общественно полезными людьми”
Если сочтёт, то это скорее будет напоминать резервации индейцев.
> “будто бы у психиатров есть такой термин, как "весеннее обострение"
Не будто бы, а есть.
И уж чтоб Вам было известно, для общего развития т. с.
термин весеннего обострения применим (ну это как я помню) к "психам" исключительно буйным, и чаще всего встречается у тех, у кого наблюдается маниакальные расстройства.
К слову замечу, что весеннее обострение имеет место быть у маниакально-психически нездоровых мужчин. У женщин же это происходит осенью, т. е. «осеннее обострение».
> “с раскрытым ртом и восторженно вникаешь в сложность бытия”
Я вникать так начал в возрасте лет пяти.
А вот в более раннем возрасте я туда "вникнул" руками, за что мои деды и получали по шее… Дед Саша при попытки что-то там подкрутить настроить уронил во внутренность очки. Так их там и оставил, во включённом телевизоре. И они с моим дедом ушли на кухню чай пить. А через пять минут пришёл я и гордо заявил: “Дед Саша, вот твои очки”, и победоносно вручил оные. Всю эту милую историю я не помню, в силу возраста. Её, в то ещё время, деды рассказали вернувшейся с работы мадрэ, у которой чуть не случился инсульт от осознания того, что её детёныш мог в три секунды сгореть.
Эту историю я знаю с её слов.
> “У меня есть неизвестный мне читатель, которому нравится моя занудная муть?”
Точнее сказать слушатель, поскольку Вит слушает то, что я зачитываю с экрана, ибо у неё мизерное терпение читать самой с экрана (как и я предпочитает большой печатный текст с листа; просто у меня терпения немного побольше)).
Опять-таки зависит от того, как к делу подойти... Но да, если считать людей расходным материалом, то там не только резервации, тами концлагеря будут.
> «термин весеннего обострения применим к "психам" исключительно буйным»
Ну, я маниакальными расстройствами не страдаю - я товарищ депрессивный - но, как бы там ни было, переходные периоды все-таки гнут мою психику. Не настолько, чтобы начинать лезть на стены, но общая подавленность имеет место быть.
> «Эту историю я знаю с её слов.»
Будучи ненормально осторожным детем, руками я туда не лез, но уж точно стоял рядом с отвисшей челюстью. И, в отличие от нормальных детей, среди прочих своих игрушек имел небольшую кучку триодов, а позже - транзисторов (когда они еще были такими няшными "шляпками" на трех ножках), да.
> «Точнее сказать слушатель, поскольку Вит слушает то, что я зачитываю с экрана»
Какая прелесть... У Вас, уважаемый, терпение воистину ангельское, за что Вам честь и почет. Как бы там ни было, соболезную Вашим голосовым связкам и извиняюсь за то, что проще и короче у меня писать как-то не получается ^_^"
[опрелённоффтоп] Нет, Вам конкретно следует почитать рассказы Михаэля Драу!.. уж Вы-то оцените всю глубину и драматизм.))
> “Ну, я маниакальными расстройствами не страдаю - я товарищ депрессивный”
[лёгкая ирония] Скорее маниакально-депрессивный, поскольку Вы иногда с таким упоением погружаетесь в самоедство…
> “а позже - транзисторов (когда они еще были такими няшными "шляпками" на трех ножках), да”
Ах, золотое детство
> “соболезную Вашим голосовым связкам”
Ну, я определённо не Шаляпин, но и моему голосу можно позавидовать — сипнет он не часто *для этого нужно не меньше двух часов к ряду, не затыкаясь, петь*
Я много кого читал из киберпанка, но, как правило, пренебрегал отечественными авторами, ибо киберпанк, как ни крути, изобретение сугубо западное, и у наших все получается какая-то дикая "клюква", только с противоположным знаком. Однако с Вашей рекомендацией - пожалуй, стоит почитать; благодарю за совет.
> «Скорее маниакально-депрессивный, поскольку Вы иногда с таким упоением погружаетесь в самоедство…»
Вы правы; мой недавний визит к невропатологу обернулся для меня справкой о том, что я неравстеник-циклоид, т.е. тип, мечущийся между приступами легкой депрессии и легкой эйфории. До маниакально-депрессивного психопата по очкам не дотягиваю, но по сути - вполне себе биполярный товарищ.
> «Ах, золотое детство»
*Раскуривает паяльник и пускает ностальгическую слезу под запах канифоли*
Рекомендация специфическая, поскольку лично у меня произведения вызвали массу негодования.))
> “что я неравстеник-циклоид”
Гым, по-моему от перепадов настроения ещё никто не умирал… по крайней мере, естественной смертью. А уж Вы не похожи на типичного суицидника, хоть и подаёте все признаки.)
> *Раскуривает паяльник и пускает ностальгическую слезу под запах канифоли*
*прысоединяеца*
Ну, в таком случае, будем пытаться составлять собственные мнения ^_^
> «Гым, по-моему от перепадов настроения ещё никто не умирал…»
Видите ли, когда у человека просто активный темперамент с сопутствующими ему частыми перепадами настроения - это нормально. А вот когда эти перепады уже не просто сильная реакция на успехи / неудачи нормально эмоционального человека, а именно что легкие депрессия или мания, и когда они не просто являются его обычной чертой, а на самом деле мешают ему жить - это циклотимия. Мои перепады всегда происходят невовремя, и когда меня гнет, я действительно не могу нормально работать; а еще у меня дергается глаз и есть псевдоклонус стопы. И поэтому я именно что психически больной, а не просто тип с перепадами настроения ^_^
> «А уж Вы не похожи на типичного суицидника, хоть и подаёте все признаки»
Процитирую себя: "поезд задержался, таблетки просрочены и эффекта не имеют, лезвие тупое, электричество вырубили, живу на первом этаже, веревки осталось всего пятнадцать сантиметров и мыло закончилось. Ну что за жизнь-то такая?!!"
В общем, приём означенного настоя делится на два раза. Тик отпускает минут через пять. Но это мой рецепт, потому как медикаменты на меня в этом случае не действуют.
[абсолютнofftop] "поезд задержался, таблетки просрочены и эффекта не имеют, лезвие тупое, электричество вырубили, живу на первом этаже, веревки осталось всего пятнадцать сантиметров и мыло закончилось. Ну что за жизнь-то такая?!!"
солнце - долбанный фонарь, ветер - хренов вентилятор… жизнь - *авно! — забейся в угол и покройся плесенью (ц)
Пардон, не удержался
Мне прописали глицин - но учитывая, что его разве что от поноса не прописывают, не думаю, что он поможет; в стрессовые периоды попиваю пикамилон и вроде помогает. Гомеопатии всякой не то чтобы не доверяю, но предпочитаю, представьте себе, химию; однако можно попробовать.
> «жизнь - *авно! — забейся в угол и покройся плесенью»
...Чем я всю свою бессмысленную жизнь и занимаюсь, кстати.
*пожал плечами* на кого что действует.
> > «жизнь - *авно! — забейся в угол и покройся плесенью»
> ...Чем я всю свою бессмысленную жизнь и занимаюсь, кстати.
Да? И какого ж цвета?
Что? Плесень-то? Надо полагать, зебрового - полоса белая, полоса черная. Ну или там фиолетового.